Особенности русской философии конца ХIX - начала ХХ в.в.


Особенности русской философии конца ХIX - начала ХХ в.в.
кратко
К мыслителям этого времени следует отнести: Соловьев, Бердяев, Федоров, Лосский, Булгаков, Ильин, Лапшин, а также Флоренский. Россия вступила в XX в. в период тяжких испытаний (революция 1905 г. и большевистский переворот 1917 г.), последствия кото-рых она испытывает до сих пор. Это коснулось всего государствен-чого, социального строя и, разумеется, всей духовной жизни обще-ства. В 1922 г. большевики по инициативе Ленина выслали идеоло-гически неугодных за границу. Этой участи подверглись НА. Бер-дяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, И.И. Лапшин, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский. Немалое число философов погибло в тюрьмах и ссылке. Среди них русский "Леонардо да Винчи" - Павел Флоренский.

В.С. Соловьев (1853-1900) - является наиболее влиятельным философом рассматриваемого периода. В своем учении он стремился к целостному синтезу философии, теологии и положительной науки. Философия Соловьева охватывает метафизику, историософию и философскую антропологию. Им была заложена основа собственно философского принципа всеединства философской и богословской мысли, рационального и иррационального типов философствования, единения западной и восточной культурных традиций. На его взгляды боьшое влияние оказало христ. Литература, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового мистицизма, немклассфил. и отчасти славянофилов. Общественн- историческая задача фил-и - спасение людей и человечества. Исходи из фил-и нравствености, я стыжусь, следовательно я существую. Основа нравственности - нерасторжимая связь поколени в деле подготовки к явлению царства Божия. Из добра он выводит понятие Бога (не наоборот). Далее фил-я любви как высшее понятие нравственности. Эгоизм - есть отрицание любви, любовь ест самопожертвование высшая форма любви - божественная. Человек ставший на этот путь - Богочеловек - это ест сущность человеческой индивидуальности. Н.А. Бердяев (1874-1948) - философ и публицист. В начале своего творчества примыкал к "легальному марксизму", а позже, активным противником учения К. Маркса, был членом религиозно-философского общества, выступал в сборниках "Проблемы идеализма", "Вехи" и др. В Париже основал и редактировал веский религиозно-философский журнал "Путь". Особой чертой его творчества была страсть к философской публицистике, имев-шей чаще всего характер проповеди; в этом он был моралист. К. Рялософской систематике Бердяев относился довольно презрительно. Мышление его весьма афористично и фрагментарно, что выражение в разработке им отдельных тем ("О назначении человека", "О смысле творчества", "О рабстве и свободе челове-ка" и др.). Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли по вопросам метафизики, гносеологии, историософии, антропологии но главным в его творчестве были все же этические искания.
Н.О. Лосский (1870-1965) - один из самых плодовитых рус-ских философов. В своей системе и ее исходных идеях он весьма многогранен и сложен. Сам он называл свою систему "интуити-визм", либо "идеал-реализм", либо "органическое мировоззре-ние". Эти разные аспекты его построений, хотя и не имеющие внутренней связи, внешне искусно связаны благодаря мастерству слова. Его главная работа "Обоснование интуитивизма" посвяще-на вопросам гносеологии, которой он особенно много занимался. Лосскому присуща тенденция к "всеобъемлющему" синтезу. Для его трудов характерны четкость и ясность изложения. П.А. Флоренский (1882-1937) - религиозный философ, ученый-энциклопедист. Обладал блестящими дарованиями и изу-мительной ученостью в самых различных областях. Закончив мате-матическое отделение Московского университета, поступил в Мос-ковскую духовную академию, читал лекции по философии. Его дис-сертация "Столп и утверждение истины (Опыт православной тео-дицеи в 12 письмах)" обратила на себя всеобщее внимание. Здесь он изложил свои идеи не от своего имени, а как выражение цер-ковной незыблемой истины. Хотя Флоренский блестяще знал за-падную философию, он искал для себя опору в православном со-знании и развивал свои философские взгляды в пределах религи-озного сознания. Космология у Флоренского развертывается в сис-тему философии и облекается богословскими данными. Решая про-блему всеединства, Флоренский с большой силой подчеркнул живое единство Космоса как тайну природного бытия.
С.Н. Булгаков (1871-1944) был философом-богословом. В молодости испытал влияние марксизма, но впоследствии резко его отверг (сб. "От марксизма к идеализму"). Духовный кризис, обра-тивший его к религии, не позволил ему ограничиться "чистой фи-лософией". Это свидетельствует о его зорком уме, ибо философия всегда занята проблемами Абсолюта, т.е. всегда соприкасается с богословием, и поэтому "чистой философии" быть не может. Уг-лубив темы космологии, философское творчество Булгакова по-;:. влияло на развитие русской философии. В "Свете Невечернем" он;
связал проблемы космологии с религиозной тематикой. Восприняв, от Вл. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков развива-ет учение о Софии - Премудрости Божией - как пред вечно сущей в божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу, вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. По Булгакову, София имеет действенный характер - одновременно небесный, божественный, и тварно-человеческий. Че-ловек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж и жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего2. И.А. Ильин (1882-1954) - философ, теоретик религии и культуры, политический мыслитель. Первоначально приобрел из-вестность как исследователь и последователь философии Г. Гегеля ^"Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека". Эта работа о философии Гегеля, на мой взгляд, - самый глубокий, не имеющий себе равных в мировой философской литературе анализ мировоззрения великого мыслителя.) Затем разработал собственную оригинальную онтологическую и теоретико-познавательную концепцию. Ильин рассматривал познание в контексте культуры, считая, что основной порок современной ему культуры и временного человека обусловлен противопоставлением ума и сердца, разума и чувства. Разработанные Ильиным проблемы со-циальной философии охватывают такие темы, как национализм и партийность, соотношение республики и монархии и др. Л.И. Шестов (1866-1938) - философ, литератор. Главной задачей философии Шестов считал выявление основ человеческой жизни. Пытаясь осмыслить трагическое положение человека в мире, он разрабатывал "философию трагедии", обращаясь к Свя-щенному Писанию. Считая, что разум и наука равнодушны к стра-даниям человека и поэтому не представляют подлинной ценности для личности, он обратился к религии, видя в откровении путь к личному спасению, к подлинной истине и свободе. А.Ф. Лосев (1893-1988) - философ, филолог, автор ряда фундаментальных работ по античной эстетике, логике, языковеде-нию, переводчик философской и художественной литературы с древних языков. В философии Лосева развивается платоновско-гегелевская линия диалектического мировоззрения, традиция право-славия и русской философии, используется феноменологический метод Э. Гуссерля.
Индекс историй мертвых философов и их идей

Малый тезаурус мировой философии . 2014.